Александр Невский или Феликс Дзержинский – вот в чём вопрос. Часть 1

1447
5 минут
Александр Невский или Феликс Дзержинский – вот в чём вопрос. Часть 1 картинка
Сергей Собянин решил досрочно остановить голосование о памятнике на Лубянке и оставить площадь в нынешнем виде.
Общество нуждается в настоящих героях, только для этого нужно знать историю 

Мэр Москвы Сергей Собянин решил досрочно остановить голосование о памятнике на Лубянке и пока оставить площадь в нынешнем виде. По его словам, голоса сторонников памятников Невскому и Дзержинскому разделились почти поровну, а в таких вопросах «требуется больше согласия людей».

«После двух дней голосования с небольшим отрывом побеждали сторонники Александра Невского, но всё же очевидно, что общественное мнение разделилось примерно пополам. А само голосование всё больше превращается в противостояние людей, придерживающихся разных взглядов. И это не очень хорошо. Для такого рода решений, на мой взгляд, требуется больше согласия людей», – отметил Собянин.

Ну что ж, площадь на Лубянке останется нетронутой, но это не значит, что нетронутыми остались наши сердца. Выбор между Александром Невским и Феликсом Дзержинским – это выбор между реальными историческими личностями, а также между легендами и мифами, окутывающими их.

Герои разных эпох сопровождают всю историю человечества – реальные и выдуманные, настоящие и ложные, мы без них не можем ступить и шагу. С детства каждое поколение воспитывается на примере героических личностей и поступков, о которых рассказывает литература и взрослые. Именно через подражание героям в неокрепших умах формируется представление о добре и зле и складывается преемственность поколений. Герои войны учат нас отваге и самопожертвованию, а если таких примеров не хватает, то героями мы «назначаем» Робин Гуда, Бони и Клайда, Соньку Золотую Ручку… и тогда «ориентиры добра» смещаются в сторону той или иной степени асоциального поведения, а на смену воинской чести может прийти честь воровская.

«Какими книгами ты зачитывался в детстве и в каких героев играл?» – спрашиваем мы, чтобы определить человека по шкале свой-чужой.

В Соединённых Штатах Америки давно оценили общественную значимость героических личностей. В этой молодой стране не хватало реальных примеров, которым бы хотел подражать каждый ребёнок и на которых бы объединилось всё разношёрстное общество Севера и Юга. Дети носят майки с кубинцем Че Геварой, не ровен час они очаруются Пабло Эскобаром… Помогла пара 17-летних школьников из Кливленда. В середине 30-х Джерри Сигел и Джо Шустер, дети эмигрировавших из Европы евреев и застенчивые гики, страдали от сверстников-ирландцев, издевавшихся и отнимавших у них деньги, и переживали за евреев, оставшихся в Германии. Из этих страданий родился новый образ супермена – защитника угнетённых и силача, спешащего на выручку всем, кто в беде. С тех пор прошло 80 лет, Супермен появился в четырёх радио- и шести телесериалах, 11 фильмах, примерно 50 мультфильмах и бессчётном количестве комиксов. 

Выдуманные герои выполняют свою функцию почти не хуже настоящих. Но Российская тысячелетняя история ломится от героических примеров, которые мы лениво перебираем от пресыщенности изобилием.

Сегодня, спустя восемь веков, Александр Невский выглядит героем вполне настоящим. Невский – герой шести великих кинолент, его именем названы улицы, переулки и площади, его жизнеописание изучают в школе и на исторических кафедрах. Молодым князем в ответе за Древнюю Русь он оказался в тисках между европейскими государствами и рыцарскими орденами с одной стороны и Монгольской империей и Ордой с другой стороны. До наших дней донеслась молва о выигранных Александром Невским сражениях и о политике лавирования меж двух огней. Среди ратных подвигов есть и такое свидетельство: «В 1257 году Александр Ярославич прибыл в Новгород с татаро-монгольскими сборщиками дани, которые намеревались провести перепись населения, чтобы взимать выплаты в пользу Орды. С противниками переписи князь расправился безжалостно: отрубил носы и выколол глаза, предводителя сопротивления казнил». Спустя столько веков трудно объективно оценить условия, в которых жил и правил Александр Невский, но налицо факт – дань для Орды Александр Невский помогал собирать с недюжинной прытью.

Лев Гумилев в книге «От Руси к России» указывал, что в 1251 году Невский был в гостях у Орду Батыя, где побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приёмным сыном хана. Историки спорят о достоверности этого факта, но на самом деле наше впечатление об Александре Невском базируется не на фактах (дело было в начале прошлого тысячелетия!), а на «двух китах» субъективной оценки.

Во-первых, Александр Невский, как героический образ, был нужен нашему народу, а посему «введён в эксплуатацию» при покровительстве Иосифа Сталина. Самый известный советский патриотический фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» вышел на экран 1 декабря 1938 года и заслужил всенародное признание. Сергей Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. После подписания пакта Молотова – Риббентропа фильм был изъят из проката, а в 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, вернулся на экраны. В 1942 году по случаю семисотлетия Ледового побоища был выпущен плакат со словами Иосифа Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». 

Во-вторых, в этом образе заинтересована Русская Православная Церковь. Невский канонизирован в 1547 году и погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. 

Сегодня мы гораздо больше знаем об Александре Невском как о герое шедевра кинематографа, чем о реальном историческом персонаже в истории Руси… Достаточно ли этого впечатления для установки памятника – вопрос на осмысление нашему обществу.

А что же второй «претендент» на Лубянский постамент? Продолжение здесь.


Яна Мальцева

© Мысли шире!

Заметка написана с использованием материалов онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана


Комментарии


CAPTCHA