Опасный, но неразгаданный Андрей Чикатило. Часть II

1505
5 минут
Опасный, но неразгаданный Андрей Чикатило. Часть II картинка
Продолжение. Начало здесь.
После ареста Андрей Чикатило, для которого это было не первое задержание, по-прежнему отрицал свою вину. На суде он ссылался на ошибки следствия, пробовал изображать помешательство, говорил о тяжелом детстве, об изнасилованиях в армии, обещал начать голодовку.

И он не врал. Если заглянуть в детство Андрея Чикатило – оно лишь отчасти уступает в жестокости его преступлениям. Он родился с водянкой головного мозга, в шесть лет чудом выжил во время массового расстрела эсэсовцами, пух от голода, ел траву и коренья. Младшая сестра Чикатило, Татьяна, родилась, когда глава семьи уже пару лет как был на фронте. Кто был ее отец – немецкий солдат-насильник? По словам его матери, брат Чикатило, Степан, был съеден обезумевшими от голода соседями, а по другой неподтвержденной версии – его собственными родственниками. В школе Андрей Чикатило был жертвой многолетней травли, падал в голодные обмороки, страдал близорукостью, а очки начал носить лишь после 30 лет, когда перестал бояться унизительного – «очкарик». 

При этом он окончил школу почти отличником, но поступить в МГУ, как хотел, не смог, а попал лишь в училище связи, а оттуда – в армию.

Первое убийство Андрей Чикатило совершил в 42 года, а до этого много раз был замечен в поступках, из которых следует, что он остро нуждался в психиатрической и социальной помощи. Еще школьником он был агрессивен с девочками, а став педагогом, домогался учеников и учениц, демонстрировал асоциальное поведение. 

Человеком, который увидел связь между голодным детством с травлей, убийствами, каннибализмом и состоянием психики Чикатило, стал психиатр Александр Бухановский, которому удалось разговорить маньяка и получить признательные показания.

Как это стало возможно, что неуловимый преступник, так долго скрывавшийся от правосудия, способный на двойную жизнь, вдруг раскрылся, как книга, перед незнакомым человеком?

Александр Бухановский вспоминает об этом так: «Когда меня привлекло к работе следствие, я поставил условие: я врач, а не следователь, поэтому буду вести записи только для себя. Я работаю не для протокола. У меня был чистый бланк истории болезни, и я заявил, что эти данные не могут быть использованы против больного. Работа пошла. Нас несколько раз прерывали, так как в тюрьме КГБ очень строгий режим. Я сказал Чикатило, что считаю все случившееся следствием психического расстройства, что постараюсь объяснить в суде механизм ломки психики. Я обещал ему, что объясню семье, что с ним происходит. Для него была крайне важна семья. Он горько переживал, что причинил ей горе. Я встретился с женой и родственниками Чикатило. Был свидетелем того, как он искренне плакал, получив 30 ноября первую записку от жены».

Тридцать лет назад Александр Бухановский не обладал современными инструментами психоанализа и не мог до конца понять всю сложность психической конституции Чикатило, а ведь именно в ней кроется разгадка его разномастного выбора жертв и всего жизненного пути. 

Но Александр Бухановский ощущал себя врачом, а не палачом и, ухватившись за «нить Ариадны» в виде сочувствия к тяжелому детству Чикатило, он вооружился главным – намерением найти объяснение преступлениям, оправдать Чикатило сердцем, отнестись к нему как к жертве собственных демонов.

Суд учел обстоятельства жизни подсудимого, но тем не менее: «При назначении наказания Чикатило, несмотря ни на какие смягчающие его вину обстоятельства, учитывая чудовищные злодеяния, что он творил, судебная коллегия не может не назначить ему единственное наказание, которое он заслуживает, – исключительную меру», – говорилось в судебном постановлении.

Андрей Чикатило несколько раз подавал прошение о помиловании, последнее заканчивалось словами «прошу вас оставить мне жизнь».

Все они были отклонены, и 14 февраля 1994 года его расстреляли и тем самым положили конец этой «главной ошибке Бога», как сказали бы многие.

К несчастью, «Бог ошибается» регулярно и земля полнится душегубами с начала времен и до наших дней. Что скажет нам бездыханное тело Андрея Чикатило? Ничего, оно будет молча лежать в земле вместе с останками его жертв и миллионами других убиенных – «винно» и невинно.

А чтобы сказала нам душа Чикатило, умей мы говорить на ее языке? Реши мы, как Александр Бухановский, стать теми, кому эта душа могла бы излиться?

Она бы сказала: «Братцы, я как и вы, хочу наслаждения, счастья, радости. Но могу получить это, только причиняя зло другим людям. Движимы ли вы страстями, жаждете ли чего-то безумно? Вот так же и я, вот так же и я…»

Человек – это желания, принцип наслаждения! Мы все находимся в глубочайшем рабстве у собственной натуры и стремления получать наслаждение от жизни и других людей. 

Единственное, что в нас различается, – способ и форма получения этого наслаждения. Иногда, по несчастливым обстоятельствам, это желание принимает такую форму, которую нужно непременно и очень надежно изолировать от общества.

Но настоящая борьба со злом – это понимание его природы. С инструментами такого понимания общество перестанет наказывать преступников потому, что перестанет их выращивать.

Раскрыть для себя весь механизм психологии преступности, получить революционные инструменты для следствия и узнать все загадки человеческих душ можно на онлайн-лекциях по психоанализу. Успейте забронировать место на ближайший цикл бесплатных лекций! Вас ждет много удивительных открытий.


Яна Мальцева

© Мысли шире!

Заметка написана с использованием материалов онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана



Комментарии


CAPTCHA