Стоит ли непрожитая жизнь её осмысления, или Сколько мне осталось?

1298
4 минуты
Стоит ли непрожитая жизнь её осмысления, или Сколько мне осталось? картинка
По данным Росстата, главная причина смертей россиян ‒ различные болезни. За последние пять лет чаще всего люди умирали от сердечно-сосудистых заболеваний, на втором месте ‒ онкология.
Важно не то, сколько тебе осталось, а то, что после тебя останется

Онкология беспощадна ко всем – к простым смертным и даже к тем, кто по тем или иным причинам считает себя бессмертным. Учёные усердно работают над способом победить её. Однако некоторые разновидности рака до сих пор неизбежно приводят к фатальному исходу. Например, глиобластома. Худший из возможных вариантов. Операция не излечит, зато продлит жизнь пациенту. С таким диагнозом живут от нескольких месяцев до двух лет.

Предугадать эту болезнь невозможно, так же как и невозможно быть готовым к смертельному исходу. А кто готов? Готов не готов, а диагноз имеется. Причём окончательный и бесповоротный. Жестоко? Возможно. Но сути это не меняет.

Люди по-разному реагируют на вынесенный врачами приговор, равно как и по-разному проживают отведённое им время.

Одни уходят в заточение. Другие поднимаются на крышу многоэтажного здания и прыгают вниз от невыносимого отчаяния.

А кто-то забавы ради претенциозно проводит репетицию собственных похорон, редактируя предначертанное ему надгробное слово. Посягает на священное ‒ смерть. Устраивает театрализованное представление, вызывающее множество чувств: от отвращения и радостного возбуждения до тошноты и банального страха перед смертью. В момент произнесения надгробного слова пафос и лицемерие сошлись в равновесии. Когда крышка гроба захлопнулась, лицемерие взяло вверх. Вторжение в нечто священное приобрело характер обычной постановочной сцены, на которой присутствовали клоуны и все остальные. Что бы это ни значило, а через восемь дней рак, который был частью его, остановил его сердце, которое тоже было частью его.

К слову, один из моих друзей и устроил это представление. Ему хотелось побывать на собственных похоронах, а другого раза могло и не представиться. Да, он был эгоцентричным и эксцентричным. Но он так хотел. Можно сказать, что это была последняя воля умирающего, которую невозможно не исполнить, верно? Друзья искренне его любили и ради его желания и пошли на это постановочное действо. Он был тщеславен. Много о себе мнил и грешил самовозвеличиванием. Задумывался о метафорических резонансах. Но всё это не важно – у каждого свои тараканы и даже скелеты. Вопрос в другом – знаем ли мы их и совладаем ли с ними?

Каждый проходит эту дорожку по-разному. Имеем ли мы право судить его за это? Не все могут найти смысл, глядя прямо в лицо смерти. Но испытываешь дикое сострадание к человеку, который… путаются мысли…

В своих дневниках он писал: «Когда глиобластома постучалась ко мне, я задался вопросом: «Почему я?» Но ответ: «А почему, собственно, не я?» – отрезвил меня, подобные мысли больше не посещали мою голову. Да, я боялся смерти. А кто её не боится? Жаль, что лекарств от этого страха пока не существует.

Сначала я верил, что стану исключением из статистики. Когда осознал, что не стану, будущее погасло. Накатила депрессия... Торговался с богом. Неудачные торги завершались пылающим гневом. Дошёл до отрицания…

В какой-то момент я принял опухоль как данность, факт. Понял, что это ещё не конец. И даже не начало конца. Это просто конец начала. И я решил продолжить жить, а не готовиться к последнему вздоху. Мои жизненные ценности постоянно менялись. Смерть ‒ событие однократное, а вот жизнь со смертельной болезнью ‒ целый процесс. И этот процесс превратился в повесть, наполненную поражениями и триумфами.

Несмотря на заранее предрешённый финал, я строил планы на ближайшее будущее. Однако оно представляло собой не лестницу к жизненным целям, а путь в бесконечное настоящее.

Я не знаю, сколько мне осталось. Но я знаю, что хочу прожить оставшееся время, вдыхая полной грудью. И я очень надеюсь успеть реализовать свою мечту ‒ написать книгу...»

Он не успел. Его окружение в лице целого легиона друзей довели книгу до публикации уже после его роковой кончины.

Спустя ровно два года с момента постановки диагноза он покинул лучший из миров, так и не став исключением из статистики. Но это были лучшие его два года ‒ насыщенные, содержательные, плодотворные. За это время он успел сделать столько, сколько не сделал за все свои 35 прожитых лет.

То, что произошло с ним, возможно, и трагично, но его жизнь не стала трагедией. Она была достаточно значимой для того, чтобы продолжать жить. Как бы парадоксально это ни звучало, но, став смертельным пациентом, он впервые ощутил смысл жизни, который всегда искал. Но искать смысл и ощущать его ‒ вещи несравнимые, верно?

Важно не то, сколько нам осталось, а то, кем мы являемся, что сделали для других и что значим для мира. При любом состоянии здоровья и нездоровья смысл существованию придают взаимоотношения с людьми, глубина которых и наполняет дни жизнью и удовольствием. И это стоит того, чтобы прожить даже этот яркий роман жизни со смертью. Живите, пока живёте, уверенно шагая в бесконечность…


Наталья Авилова

© Мысль порождает поступок!

Заметка написана с использованием материалов онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана


Комментарии

PropdoomO 7 Мая 2020

P53 is the most commonly mutated protein in HGSC buy cialis online with prescription Addition of vasopressin synthetic analogue V 4 Q 5 dDAVP to standard chemotherapy enhances tumour growth inhibition and impairs metastatic spread in aggressive breast tumour models

Наталья Авилова 8 Мая 2020

Сашок, благодарю за «огонь»!) Должна признаться, это было нелегко писать о смерти. Ваши слова хорошее напоминание! К сожалению, мы часто забываем о том, что при любом «раскладе» все мы Человеки.


CAPTCHA