Дважды отвергнутые. Как взять ребёнка из детдома и не сдать его обратно

1122
4 минуты
Дважды отвергнутые. Как взять ребёнка из детдома и не сдать его обратно картинка
ТАСС публикует истории детей, которых уже не раз усыновляли и возвращали в детский дом.
Единственный безошибочный подход к усыновлению – стать приёмным родителем ребёнку с ограниченными возможностями

«Сегодня на учёте в государственной базе данных состоит 43 тысячи детей, которые остались без попечения родителей. В 2019 году россияне усыновили 11,9 тысяч детей, в 2018 году – 13 тысяч. При этом ежедневно приёмные семьи возвращают обратно в детдома 14 детей. Ежегодно около 5 тысяч, из них 250 – усыновлённых», – рассказывает Светлана Строганова, руководитель клуба «Азбука приёмной семьи» фонда «Арифметика добра», приёмная мама.

Как ни странно, чаще возвращают детей из-под родственной опеки. Близкие родственники забирают из детдомов малышей, а обратно возвращают подростков. Не справляются с проблемами подросткового возраста. И мантра «это же родная кровь» не работает.

Возвраты от обычных опекунов и приёмных родителей чаще возникают из-за завышенных ожиданий. Одни ждут благодарности, мол, ребёнок оценит разницу с казённым заведением и будет признателен новой семье. И когда вчерашний детдомовец вместо того, чтобы радоваться и боготворить спасителей, начинает всё крушить кругом, приёмные родители приходят в ужас. Другие хотели дочку, а природа наградила их тремя сыночками. Взяли такую прелестную девчушку, и вдруг выясняется, что не такая уж она и прелестная. Или мальчик неожиданно оказывается чересчур серьёзным и необщительным, а родители хотели с ним смеяться, на комедии в кино ходить. Скучно с ним. Возврат.

Это даже не шутка. Это реальные случаи из жизни реальных людей.

Никто не задумывается, что ребёнок никогда не жил в семье, многого не знает, не понимает, не принимает. А если и жил, то уже имеет печальный опыт. В кровной семье сталкивался с вопиющей жестокостью. Затем детские дома, скитания по приёмным семьям, вторичные возвраты, тотальное недоверие и глубокие психологические травмы, оставленные взрослыми.

Некоторые женщины насмотревшись душераздирающих мелодрам, хватают мужей за руки и несутся сломя голову в детский дом. Они в фильме видели счастливый конец. У них также сложится. Но складывается по-другому. Детей как игрушек возвращают туда, откуда взяли. А поведение ребёнка списывают на невыносимые гены или на то, что «улицу из него уже не выбьешь».

Как бы парадоксально это ни звучало, но в 20% случаев инициаторами возврата выступают сами дети. Они устраивают «психический вынос» приёмным родителям. Неспроста. Детдомовцы не раз переживали предательство со стороны взрослых, никому не верят, боятся снова испытать боль расставания. А в детдоме хотя бы всё понятно. Нет страха, что от него откажутся. Ребёнок уже там.

Дети из детских домов психологически травмированы. Сначала своей кровной семьёй, потом и приёмной, которая однажды решает, что такой ребёнок ей не нужен. И возвращает обратно в детдом. Всё это наносит глубочайший урон и без того уже травмированной психике ребёнка и влияет на всю его дальнейшую судьбу.

Детство – период физического и психического развития, но без базового чувства защищённости и безопасности, которое должно исходить от матери, развитие психики идёт очень медленно либо и вовсе останавливается. Дети-сироты лишены этого базового чувства. Без грамотного влияния извне чаще всего их психика так и остаётся на инфантильном уровне. Приёмные же родители не всегда задумываются, что у ребёнка есть травмы, с которыми надо много и кропотливо работать. И работать хотят единицы. Итог: неоправданные ожидания, разочарование, возврат.

Для детдомовца отказ новых родителей – ещё большая травма, чем если бы его никто и никогда не брал из детского дома.

Травмы, которые получают неоднократно отвергнутые дети, невероятно сложно потом вылечить. Но до окончания пубертата всё же есть шанс на восстановление, ведь это время, когда ещё идёт развитие психики.

Ключевая ошибка приёмных родителей – неправильное намерение. Когда человек идёт на акт усыновления, то делает исключительно из эгоистических устремлений. Берёт ребёнка для себя и ради себя. В таком случае бескорыстно отдавать любовь и заботу  практически невозможно.

Сознательно человек всем сердцем и душой хочет помочь сироте. Но бессознательно не может отдавать ему так, как отдаёт родному по крови. У приёмной матери нет материнского инстинкта и точной регуляции бессознательным, поэтому отношения с ребёнком строятся по принципу «ты мне – я тебе». Такие отношения ошибочны.

Человек эгоистичен и бессознательно ждёт возврата вложенных усилий. Как бы внешне приёмная мама ни старалась, какие бы усилия сознательно ни прилагала, не будет гармоничного развития врожденных свойств приёмного ребёнка.

Безошибочный подход к усыновлению – стать приёмным родителем психически здоровому ребёнку с ограниченными физическими возможностями, который априори ничего не даст взамен. Он будет только постоянно нуждаться. Это формирует правильное намерение.

Только при таком условии уменьшается количество обездоленных детей и сокращается объём страданий в социуме. Меняется и сам человек. Раскрывается потенциал его любви и самоотдачи. Ведь дети даются, чтобы взрослые стали лучше.


Наталья Авилова

© Мысль порождает поступок!

Заметка написана с использованием материалов онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана




Комментарии


CAPTCHA